ФИНАМ: Стиль «английской» классики зданий пришелся по вкусу москвичам

31 Январь 2012

Текст: Кузьмин Энвер // Генеральный Директор инвестиционно-строительной компании «РЕСТАВРАЦИЯ Н»

Несмотря на то, что «символом» британской архитектуры можно назвать кирпичное домостроение, говорить об «истинно английской» архитектуре довольно проблематично. Стили формировались под влиянием материковой Европы, но переосмыслялись здесь по-своему. Характерной особенностью английской архитектуры, пожалуй, следует признать преемственность стилей, когда каждая постройка вписана в единый исторический контекст.

Как и во всех странах, первые монументальные сооружения имели религиозное и оборонительное назначение. Вплоть до конца XVII века в светском строительстве сохранялись оригинальные черты готического стиля, несмотря на значительное влияние римско-католической церкви.

С восшествием императрицы Елизаветы на престол в 1560-м году прекратились войны, а в архитектуре господствовал Ренессанс. Симметричные фасады, большие прямоугольные окна, широкая парадная лестница, зал-прихожая, колонны, декоративные башенки.
«Эксклюзивно английской» можно назвать архитектуру эпохи правления королей от Георга I до Георга IV, которую еще называют архитектурой времен промышленного переворота. В основу георгианского стиля положены архитектурные традиции Рима XVI века. Их создателем был архитектор позднего Возрождения Андреа Палладио, рассмотревший принципы римского строительства в своей работе «Четыре книги об архитектуре», опубликованной в 1570 году.

Основные черты палладианства — простые математические соотношения, пространственная свобода, обилие света и изящный декор, словом гармония и симметрия форм, которые весь мир воспринимает как канон английской архитектуры. Как и во всей Европе в этот период входят в моду цветная штукатурка, искусственный камень, лепнина с римскими мотивами. Наибольшее развитие стиль получил в усадебном строительстве, поскольку в этот период в полной мере сформировался класс буржуазии, который, как сейчас принято говорить, тяготел к общеевропейским ценностям с сохранением национального исторического колорита.

Логичным продолжением георгинства стал викторианский стиль, называемый иначе эклектикой. Он просуществовал до начала ХХ века, значительно меняясь каждое десятилетие. Раннее викторианство ещё следует классической традиции: двухэтажные кирпичные дома, прямоугольные в профиле с симметричными фасадами и одним или двумя входами. В моду вошли большие окна и, что характерно для морской державы, круглые окна-иллюминаторы. Плюс богатый фасадный декор: фигурная кладка, лепные и кованые вставки, просторные витражи. Другим направлением викторианского стиля стала неоготика. Здесь особенностью были неоштукатуренные кирпичные фасады, арки, стрельчатые окна. Постройки внешне имитировали средневековые английские замки и храмы, но внутренняя планировка выполнялась в соответствии с духом нового времени.

В современной Англии кирпичное строительство по-прежнему остаётся наиболее популярным. Причин тому много: и экологичность материала, его долговечность и эстетические свойства; соответствие историческим традициям, которые в Британии ревностно берегут. В архитектуре сохраняются ключевые национальные черты.

В Москве проекты с элементами «английской архитектуры» как в прошлом, так и в настоящем — редкость. Элементы георгианства, к которым относятся симметричная планировка здания при его проектировании, фасады из плоских красных (в Великобритании) или разноцветных (в США и Канаде) кирпичей и оштукатуренного белого орнамента в виде искусно выполненных арок и пилястров, входные двери, окрашенные в различные цвета, можно увидеть в ранних проектах «ДОН-Строя» или в проекте «Агаларов-Хаус». Во втором десятилетии 21 века традицию продолжает ЖК бизнес-класса «Английский квартал», соединяющий в себе черты классической английской архитектуры и современного европейского подхода к организации жилого пространства. Как отмечают авторы проекта, большие площади остекления, витражи, декоративные парапеты, карнизы и колонны создают красивый архитектурный ансамбль — романтичный и независимый. В декоре интерьеров использовано натуральное дерево, мрамор, гранит — неуязвимые, как настоящий британский характер. Не случайно в своем сегменте «Английский квартал» стал одним из самых заметных проектов.

Что касается строений в «английском» стиле, появившихся в Москве ранее, то специалисты-москвоведы с удовольствием расскажут про торговый дом шотландцев Эндрю Мюра и Арчибальда Мерилиза — сегодняшний ЦУМ. Еще в 1880-х выходцы с Британских островов открыли первый магазин на Театральной площади, а к 1908 г. выстроили огромный торговый дом в стиле европейской готики и с элементами модерна. Торговый дом «Мюр и Мерелиз» слыл в Москве одним из главных магазинов, где можно было купить все. Множество товаров они выпускали под своей маркой, вели торговлю по красиво изданным каталогам. Еще одним «английским» местом Москвы можно считать гостиницу «Метрополь». Над ней трудились архитекторы Лев Кекушев и Вильям Валькот (William Walcot).

И, наконец, самым британским местом Москвы следует назвать действующую Англиканскую церковь Св. Андрея в Вознесенском переулке. Это хороший пример викторианской готики. Здание было построено в 1880-х годах по проекту английского архитектора Нила Фримана специально для британской общины.

В чистом виде, «викторианские» дома в Москве смотрелись бы инородно, а элементы этого стиля в сочетании с другими архитектурными приемами дают удивительный эффект и прекрасно вписываются в традиционный московский городской пейзаж. Более того, «английские реплики» — использование тех или иных элементов стиля, в московской традиции считается признаком надежности и хорошего вкуса. Сочетание «английских» элементов, заимствованных из стилей разных эпох, все азартнее используют девелоперы, работающие на современном рынке высокобюджетной недвижимости Москвы: ведь именно представители этого сегмента делают особенно выделяют архитектурную составляющую выбираемого жилья.

Среди высокобюджетных проектов, четко ориентированы на стиль английских предшественников и отвечают тенденциям рынка в своих решениях — это проект нашей компании Knightsbridge Private park и Barkli Virgin House компании Баркли.

Строительная популярность «английской» классики во многом объясняется не только абсолютным попаданием во вкусовые пристрастия целевой аудитории: классику любят все, и она не будет выглядеть «героем вчерашнего дня» даже через несколько поколений, а возможно и новым витком понимания ценности времени, значения семейных традиций, простых человеческих радостей и нравственных качеств, высшая планка которых, несомненно, принадлежит британскому характеру.

В современном глобальном мире, оторвавшемся от своих корней, архитектуре и дизайну, как никогда ранее нужна история — составляющая, проверенная временем. Классика дает нам ощущение цельности бытия.

Кроме того, проекты, созданные с элементами классической архитектуры, не только не нарушают визуальный образ города, навредить которому можно с легкостью, даже принимая во внимание известную московскую архитектурную эклектичность, а гармонично преображают его, что сегодня является остро актуальной темой во всех сообществах ввиду новостей и планов городских властей по реконструкции обширных площадей исторического центра столицы.

Согласно главному правилу Андреа Палладио: «В каждой постройке должны быть соблюдены три вещи, без которых ни одно здание не может заслужить одобрения: это польза, или удобство, долговечность и красота». Поэтому, «английский стиль» — это сочетание высокого качества, разумной умеренности и выверенного комфорта. А именно к этому сочетанию все заметнее стремятся думающие и эмоционально отзывчивые покупатели жилья, и именно эта позиция перспективна для развития города.

Финам от 31.01.2012
Ссылка на статью