"РЕСТАВРАЦИЯ Н": «Крепкий фундамент» творческих проектов Российской Академии Искусств

23 Октябрь 2014

Народный художник России, заслуженный деятель искусств России, лауреат многочисленных международных премий Евгений Михайлович Зевин – вице-президент Российской Академии Искусств.

Он участник первых выставок нонконформистского искусства в Москве, начиная с 1974 года. С 1980 года его работы выставляются на международных выставках, многократно на аукционах Phillips, Bonhams и Christie’s, Phillips de Pury, а так же в Королевкой Академии Художеств в Лондоне. Произведения художника находятся в крупнейших музеях и галереях Европы, США, Израиля, Канады, России и других стран. В 2013 году прошла персональная выставка в Государственном Русском музее Санкт- Петербурга.

Евгений Михайлович, по вашим картинам сразу видно, что вы влюблены в конструктивизм.

– У меня архитектурное образование, но я никогда не занимался проектированием. Мой руководитель по диплому, выдающийся советский архитектор Константин Мельников был одним из основателей конструктивизма в России. Достаточно посмотреть на круглый дом, где он жил (особняк в Кривоколенном переулке) – это шедевр конструктивизма. Одна из деталей – шестигранные окна этого дома, спроектированные таким образом, что в любой момент, где бы не находилось солнце, оно обязательно попадает в одно из окон. Конечно, Мельников оказал на меня, молодого художника, определенное влияние. Счастье, что мне довелось познакомиться с этим удивительным человеком.

Создавая композицию, вы улавливаете и воспроизводите причинные связи между предметами и явлениями. А что важно в передаче портретных образов?

– Через портрет можно понять человека, его душу. Только что созданную серию картин к 20-ти летнему юбилею нашей Академии (это портреты Булата Окуджавы, Петра Тодоровского, Фазиля Искандера, Николая Петрова и других) я назвал «Герои нашего времени». В них я постарался передать не только внешнее сходство, но и характер этих выдающихся личностей, значение которых так важно для нашего поколения. Картины выполнены в острой экспрессионной манере. Жанр портрета это не мой профиль, но этой работой я увлекся и пошёл дальше. Создал большую композицию, в которой эти портреты являются как бы рамой. Внутри неё расположена большая картина «Тайная вечерия». Все эти люди объединены в единую композицию – они парят в центре Москвы над Кремлем и олицетворяют собой, если можно так выразиться, громадный слой культуры, на котором воспитывается мировоззрение нашего поколения.

Вы говорите, портрет – не ваш профиль. Вам интереснее работать в других жанрах?

– Пейзаж, портрет, натюрморт, – для меня всё композиция. Но мне очень захотелось написать людей из нашей Академии, запечатлеть их на холсте, каких я их знал, какие они были и есть для меня.

А живете прошлым, настоящим или будущим?

– Будущим меньше всего живу. Живу настоящим, и, к сожалению, с возрастом, прошлым…

Живописный почерк. Как он вырабатывается у художника, от чего зависит?

– У каждого художника свой творческий путь. Я прокладывал свою дорожку параллельно той художественной жизни, которая была у нас в стране. Мне не нравилось, что происходило в то время в искусстве – а тогда было засилье соцреализма. Мне всегда казалось, что соцреализм не передает социальные положения нашей жизни и необходимо это делать через какие-то другие формы творчества. Это я четко для себя сформулировал уже в молодом возрасте.

Как легче творить художнику, находясь в «своем мире» или быть приближенным к жизни?

– Я всегда живо слежу за тем, что происходит в стране, стремлюсь быть в гуще событий, интересуюсь общественной жизнью, всегда нахожусь в курсе того, что происходит в мировой политике. Всегда очень живо и остро откликаюсь на всё, что происходит. Читаю прессу, интернет, много слушаю радио в машине и в мастерской. Вот это всё рождает во мне сюжеты, которые я претворяю в живописные образы.

Часто бываете на выставках или в галереях «актуального» современного искусства?

– В связи с тем, что я много организую выставок в Выставочном зале Академии, на другие хожу мало. Я по-разному отношусь к «актуальному» искусству. Если мне интересно, тогда оно мне нравится. Есть такое понятие одноразовое искусство, т.е. сделанное на один раз, чтобы привлечь зрителей. Расскажу вам один случай. Недавно посетил выставку. Долго ходил, утомился, присел отдохнуть. Подходит ко мне один мой знакомый художник, с вопросом, почему я отдыхаю? Да устал, говорю. Картины по семь-восемь метров, очень много и смотреть утомительно. Интересно, а куда они потом все это складируют, это ж молодые люди, у них не может быть больших мастерских. И услышал от него следующий ответ, знаешь, что такое одноразовый предмет, например, презерватив? Так вот, выставка окончится, предмет искусства использован и больше не нужен! И это правда!

Но выставляться в «раскрученной» галерее, наверное, престижно?

– Я не знаю ни одной галереи, которая бы очень сильно «раскрутила» художника. Если взять художников-нонконформистов 60-70-х годов, к коим я и себя причисляю, они не выставлялись в галереях, а оказывали влияние друг на друга, дружили, общались и стали известными только благодаря своему таланту и признанию зрителей. Некоторые западные аукционы теперь иногда выставляют современных российских «актуальных» художников с подачи галеристов, а покупают эти работы эти же галеристы или их спонсоры якобы для раскрутки художника. Но это все потом становится очевидным, и в результате эта мнимая «раскрутка» проваливается.

Галерея прибыльное дело?

– Абсолютно нет, в настоящее время они все «прогорают». Вот у нас в Академии не галерейная деятельность, мы не занимаемся продажей картин. Наш Выставочный зал – это чистая любовь к искусству. Все наши выставки проходят на безвозмездной основе, и такая благотворительность, в наше тяжелое время, когда художники материально не обеспечены, необычайно важна. Художники, которые выставляются у нас, понимают, что это совершенно некоммерческое мероприятие – благотворительность.

Как вам это удается сочетать творчество и общественно-организаторскую работу в Академии?

– Общественную работу я люблю и без общения с людьми мне не интересно. Если посмотреть на мою жизнь, я всегда совмещал творческую работу с общественной. Моя деятельность в основном соприкасается с людьми творческих профессий и, к счастью, не занимает так много времени, но его мне хватает, чтобы понять эмоции и проблемы людей, с которыми я общаюсь. В нашей Академии несколько направлений деятельности: Выставочный зал, издательская работа и проведение культурных мероприятий. Все члены Академии – это выдающиеся люди искусства и культуры России, получившие звания не ниже народного артиста или лауреата государственной премии. Интересный факт, в нашей Академии больше всего народных артистов СССР…

Как известно, каждый творческий проект должен иметь «крепкий фундамент»…

– Да, ростки культуры не способны взойти лишь сами по себе. Они нуждаются в плодородной почве общественного признания, солнечной энергии востребованности и умелом любящем садоводе, бережно взращивающем таланты и оберегающем их от превратностей бытовых стихий. И таким хранителем лучших традиций и творческого наследия для Российской Академии Искусств стала её вице-президент (она также является проректором МГИМО) Наталия Борисовна Кузьмина. Большое внимание и материальную поддержку Академии оказывает компания «Реставрация Н» и её генеральный директор Энвер Васильевич Кузьмин, за что мы им очень благодарны. Наталья Борисовна – необыкновенно светлый человек, переполненный созидательной энергией, которая позволяет ей быстро принимать оптимальные решения и воплощать их в жизнь.

Отбирая работы в ваш Выставочный зал, чем вы руководствуетесь, прежде всего?

– Есть такое понятие – качество живописи. Я всегда много времени уделял живописной технике. После участия в западных выставках, я понял, нельзя небрежно так делать картины, за них тебе потом будет стыдно! Как оказалось, к сожалению, очень тяжело подобрать художников для хорошей экспозиции. В настоящее время большое количество непрофессиональных художников! Буквально, из ста художников, желающих выставится, можно отобрать пять-шесть настоящих. Это не только мое мнение. В 80-х гг., когда открылся занавес и русские художники стали выставляться на Западе, многое стало очевидным. Помню одну выставку, на которой присутствовал один известный английский искусствовед. Он тогда сказал, что живопись русских художников отличает «очень сильный нерв», но представленные работы «очень слабые по качеству живописи». Это было очень заметно в первые годы выставок наших художников за рубежом (это – во времена перестройки). И те художники, которые невероятно подняли качество живописи, они закрепились. О. Рабин, В. Немухин, О. Целков – у них очень хорошая техника и профессиональное искусство, и эти художники вошли в историю мировой живописи.

Что для вас главное в художественном творчестве?

– Движение в картине – напряжение, без этого нет произведения.